Сайт восстановлен в некомерческих целях. Комментарий по этому поводу будет написан здесь после отладки и исправления всех недочётов, а также написания специальной заметки по этому поводу на тематическом ресурсе.

  buster.nsh@gmail.com
   
   
  ENGLISH   VERSION
 
   
 

ГЛАВНАЯКРИТИКАГОСТЕВАЯ

 
 
 

Добрый день, Михаил!

Года два назад я увлекся книгами в жанре альтернативной истории и всяческими приключениями «попаданцев». Прочитал немало таких книг, в том числе иностранных авторов (Гаррисон, Тертлдав, Карсак и др.). Довольно быстро понял, что, как и в любом другом жанре, здесь можно найти как талантливо и оригинально написанные вещи (их, естественно, немного), так и бездарную, а то и просто вонючую продукцию графоманов (особенно графоманов-националистов). В жанре альтистории контраст между талантливыми книгами и бездарными опусами особенно бросается в глаза. Здесь авторы не могут (даже и не пытаются) скрыть свою личность, прикрыть свои политические взгляды и эстетические вкусы чем-нибудь более или менее нейтральным, вроде описаний далеких планет или лихо закрученной детективной интриги. Сразу же оговорюсь, что сам я романов никогда не писал и не собираюсь, так что всем вам не конкурент! Идеалом и недостижимым образцом считаю «Трудно быть богом». Из нового в жанре альтистории мне особенно нравятся мастерски написанная трилогия Злотникова о царе Федоре, повесть «Деляга» Полищука и первая книга дилогии Королюка «Квинт Лициний». Подуше пришлось кое-что из Дроздова, Афанасьева («Арт»), Михеева («Выход есть всегда») и Кулакова (первая книга из его трилогии о прогрессоре-пограничнике). С интересом начинал читать многотомные эпопеи о бравых и все помнящих попаданцах в 1904 или 1941 год, но беспомощные тексты очень быстро приедались. Разумеется, дело не только в объективной ценности тех или иных книг, но и в моих субъективных предпочтениях. Не люблю я «магическую» или «эльфийскую» фантастику (бедный Толкиен – за что ему достались толпы таких убогих «последователей»!). Безразличен к повестям «заклепочников» и к описаниям космических приключений, если только не причислять к этому многострадальному жанру замечательные книги Ефремова, Лема и Стругацких. Увы, кое-кто считает, что «Стажеры», «Далекая радуга» или «Попытка к бегству» - это именно о космических полетах… Я люблю и вроде неплохо знаю историю, поэтому в книгах ищу нетривиальные мысли о развитии общества, в сочетании с интересным сюжетом, верным изображением эпохи и хорошо выписанными образами героев.

В ваших книгах (естественно, читал не все 40, а всего десяток) – присутствует как раз то, что мне нравится. Спасибо! Впервые ваши книги мне попались на глаза года полтора назад. Сначала «Ассирийские танки у врат Мемфиса» - какое роскошное название! И не хочешь, а все равно прочтешь, уж очень интригует. А далее интригует не наличие автоматов и самолетов в древнем Египте, а контраст древности (правдоподобно изображенной) и современной психологии героев. Этот роман легко было бы превратить в реалистический. Можно было начать с высадки японских парашютистов в лагерь на Колыме, лучше всего - в начале июня 1941 года! После всех дальнейших испытаний освободившие себя герои тоже не смогли бы осенью мирно уехать в Америку, - сами пошли бы в военкомат. Черт с ним, с кремлевским фараоном, Москву спасать надо… Так что наличие египетского фона было не обязательно, но как он хорошо подсвечивает, как оттеняет поставленную вами проблему! Замечательно придумано и хорошо написано.

«Страж фараона» мне тоже понравился, но меньше, чем «Танки». В «Страже» меньше парадоксальности и оригинальности мысли, а ведь это ваши самые сильные стороны! Кроме того, о скульпторе в древнем Египте давно написана другая книга – «На краю Ойкумены». Там образ героя как человека искусства выписан более убедительно, а Египет показан интереснее. Полагаю, что и сам Египет во времена фараонов был куда более интересным и процветающим государством, чем нынешний. Бывал в Египте, даже по Нилу плавал. Впечатления от нынешнего Египта, особенно от Каира, - совершенно жуткие! Полагаю, Вы там бывали и понимаете, о чем я говорю…

Потом я нашел «Хроники Дженнака» и сразу затем «Океаны Айдена». В первом случае восторг вызывало все. И сама идея открытия Старого Света цивилизованными индейцами, и замечательно выстроенная интрига, и яркие, абсолютно убедительные образы героев. Жаль, что в реальной истории Атлантику впервые пересекали совсем другие люди! Из того, что я читал у вас, «Хроники Дженнака» ставлю на первое место. Более того, не сочтите пустым комплиментом, но эту книгу я считаю написанной на уровне Ефремова и Стругацких, по крайней мере – первый том. Правда, я еще не читал вашего «Ливийца», а в Интернете мелькала информация, что у Ахманова именно эта книга - лучшая. Боюсь разочароваться и откладываю ее «на потом», чтобы прочесть со вкусом, не торопясь.

«Океаны Айдена» мне показались добротной, довольно интересной, но в целом более тривиальной, менее удачной книгой, чем «Хроники Дженнака». Уж если заботиться в первую очередь о том, чтобы читателю было интересно, то стоило бы оборвать книгу на моменте нахождения героем припрятанного самолета. Пусть читатель сам строит догадки, что творится на недостижимом юге, куда полетел ваш герой. Надо же оставить какую-то часть тайны не раскрытой! Второй том «Океанов» вам, с моей точки зрения, не удался, но это – общая беда многих писателей. Начало приключенческих романов (или первый том), как правило, намного интереснее продолжений. Примером может быть ваш «Флибустьер». Поэтому вам не стоит поддаваться на просьбы читателей «Давай проду!». Многотомные романы – это не для вас. В конце концов основоположник литературы о попаданцах свой роман «Янки при дворе короля Артура» на два тома не растягивал, да и «проды» плодовитого Дюма ни в какое сравнение с «Тремя мушкетерами» не идут!

Хорошо, что вам удается и создавать интригующие ситуации, и с улыбкой описывать героев, и строить фразы с забавным подтекстом, заставляющим иногда вспомнить Шекли. И язык ваших романов хорош – это язык культурного и хорошо воспитанного человека. Это не дружеский комплимент (мы с вами не знакомы), не точка зрения единичного читателя, факт, который не станут отрицать и те, кому нравятся совсем другие книги. Еще одно достоинство вашего творчества я особенно ясно почувствовал, когда прочел ваше «Окно в Европу». Я говорю о чувстве юмора – и вместе с тем, о чувстве меры. В жанре альтернативной истории и исторической фантастики пытаются проявлять свое чувство юмора многие авторы (особенно те, кто отправляет своих героев в гости к товарищу Сталину), но большинство из них меры не знают. Их натужный юмор, то казарменный, то блатной, а также их «крутой» стиль – нормальному человеку вряд ли может понравиться, независимо от его литературных предпочтений.

Я высказал то, что хотел, и заканчиваю это письмо. Хорошего понемножку. Желаю вам, Михаил, новых удач в творчестве и всяческих радостей в обычной жизни. Дай вам Бог здоровья (лечением диабета, полагаю, вы не из чистого любопытства интересуетесь?). Пусть в Новом году будут у нас хорошие погоды, мудрые правители, интересные книги, надежные друзья, милые спутницы и счастливые дети. Что еще человеку нужно? С Новым годом! Коллега 27.12.2014

 

Сайт восстановлен в некомерческих целях. Комментарий по этому поводу будет написан здесь после отладки и исправления всех недочётов, а также написания специальной заметки по этому поводу на тематическом ресурсе.